Как организовать внутреннее обучение сотрудников в компании

Существует несколько популярных решений этой задачи.
- Найм штатного бизнес-тренера.
- Возложение функций обучения на руководителя отдела или кадрового специалиста.
- Использование IT решений.
Давайте проанализируем, какое из этих решений является наиболее эффективным и менее затратным для бюджета компании. Начнем с найма в штат бизнес-тренера.
- Найм штатного бизнес-тренера.
Дело в том, что найм отдельной штатной единицы для обучения сотрудников подразумевает, что, скорее всего, компания может себе позволить такое дорогостоящее решение. Бизнес-тренер – это дорогой специалист, он не может быть недорогим. Но, все дело в том, что, как и любой хороший товар, результативный «коучер» — редкость. Достигнув профессиональной зрелости, он обычно работает «на себя» и оказывает услуги сразу нескольким клиентам. Чтобы привлечь такого специалиста в свою компанию понадобиться очень привлекательные условия. Но, кто же откажется от свободы?
Преимущества найма профессионального бизнес-тренера:
- Скорее всего, высокое качество обучающих материалов.
- Он сможет правильно диагностировать проблемы сотрудников.
- Выстроит систему обучения таким образом, чтобы результаты обучения коррелировали с результатами компании.
Недостатки:
- Найти хорошего специалиста чрезвычайно сложно.
- Расходы на обучение, в таком случае, будут включать не только высокое вознаграждение «коучера», но и инвестиции в его развитие, во всю подготовительную работу, организацию проведения внутренних тренингов и «ассесментов» и т.д. и .т.п. Как правило, профессионалы не довольствуются простыми и скромными решениями.
- С уходом бизнес-тренера процесс обучения обязательно прервется. Даже если придет новый специалист – он все равно «перекроит» все методики на свой лад. Принцип последовательности обучения будет нарушен.
Вывод: если вы все-таки решили пригласить профессионального бизнес-тренера, то пусть это будет работа с неполной занятостью и гибким графиком. Он же свою работу пусть ведет как независимый специалист, не входя в штат компании.
- Возложение функций обучения на руководителя отдела или кадрового специалиста.
Следующим распространенным решением является возложение обязанностей по обучению и развитию сотрудников на руководителя подразделения или специалиста кадрового отдела.
На самом деле — это хорошая идея. Так и должно быть. Кто, как не руководитель, лучше всего знает своих сотрудников и видит их плюсы и минусы? К тому же, он обладает властью и полномочиями, что делает его решения и требования к сотрудникам строго обязательными. В этом случае, все задачи с обучением становятся императивными для сотрудников.
Преимущества:
- Постоянный контакт с сотрудниками и возможность наблюдать эффект обучения.
- Наличие власти, чтобы требовать достижение результатов.
- Малозатратно по сравнению с профессиональным «коучером».
Вывод: принимайте на работу руководителей, способных не только эффективно ставить и контролировать выполнение задач, но и проводить внутреннее обучение / оценку своих сотрудников. Ставьте эту задачу в список его регулярных обязанностей сразу.
Недостатки:
- Отсутствие методологической базы и четкого понимания как правильно организовать обучение.
- Отвлечение от основных обязанностей.
- Дефицит времени.
- Использование IT решений.
Наиболее современным и действенным решением в наше время выступают автоматизированные IT системы. Их главное преимущество – минимальные затраты времени, эффективность и быстрый результат.
Этот вариант реализации внутреннего обучения идеально сочетается с возложением функций обучения на руководителя отдела или кадрового специалиста.
Например, онлайн-сервис для обучения персонала ТестерХэд является типичным представителем такого рода IT решений. Его задача – предоставить специалистам по обучению такие инструменты автоматизации, которые преодолеют дефицит времени и обеспечат полный контроль над процессом обучения.
Преимущества:
- Автоматизация обучения и оценки эффективности обучения сотрудников.
- Дистанционный формат обучения сотрудников и минимальные затраты рабочего времени на обучение.
- Полный контроль над тем, сколько времени сотрудники посвятили изучению обучающих материалов и насколько успешно прошли проверочные тестирования.
Недостатки:
- Не работает само по себе – это всего лишь инструмент для специалиста по обучению, как рубанок для плотника.
- Не содержит готовых решений и методик – необходимо создавать в системе собственные обучающие материалы применительно к специфике компании.
Вывод: любое эффективное решение обычно базируется на комплексе действий. Использование IT инструментов в связке с возложением функций по обучению на штатных специалистов – это правильный, эффективный и короткий путь для внедрения внутреннего обучения сотрудников.
Важно помнить, что обучение и развитие ваших сотрудников — это неотъемлемая часть успеха вашего бизнеса. Удачи и всех благ!